Экологический паспорт

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 п. Худайбердинский

 Экологический паспорт

2017г

Цели и задачи составления экологического паспорта

  1. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
  2. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
  3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды
  4. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
  5. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
  6. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
  7. 7. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
  8. Экологическая ситуация

1.1. Общая характеристика района.

ДОУ находится по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, п. Худайбердинский, ул.Садовая 15

а) Детский сад расположен в жилом микрорайоне, на обособленном земельном участке, удаленном от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий. Расстояние от территории детского сада до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог соответствует СанПин «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация

предприятий, сооружений и иных объектов»
Источником загрязнения окружающей среды может являться автодорога, подъездная к д/с и к ближайшим жилым домам.

б) Источником питьевой воды служат подземные источники питьевого водоснабжения (артскважины). По санитарно-химическим показателям отмечается стабильность качества питьевой воды. Неудовлетворительных показателей по бактериологическим параметрам не отмечено.

в) Уровень шумового фона, по данным СЭС соответствует нормативным показателям.

г) Радиационный фон в норме, радиационных аварий с 1957 года не происходило.

1.2 .Характеристика непосредственного окружения детского сада.

В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, школа, сельский совет, а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.

Главными загрязняющими объектами являются:

— по территории — жильцы близстоящих домов, выбрасывающие мусор в неустановленных местах и неорганизованные подростки.

— по шуму – подъездные дороги и стихийные стоянки автомобилей у подъездов домов.

Недалеко от ДОУ лесопосадочная зона, которая используется при изучении экосистемы « Лес».

  1. Характеристика территории учреждения

2.1. Общие данные

Детский сад построен в 1989 году. ДОУ обеспечено необходимой мебелью для детей, электрооборудованием в исправном техническом состоянии. На территории есть спортивная зона, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона. 6 зон для игр и отдыха детей дошкольного возраста, цветники, домики.

Общая площадь территории детского сада – 7618 кв.м, асфальтового покрытия – 1500 кв.м, зеленых насаждений – 1500 кв.м.

Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 5 до 27 лет. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, регулируют температурный режим. Температура под зелеными насаждениями в жаркую погоду ниже на 4-9 градусов, чем на открытых участках. Создавая тень, зеленые насаждения повышают влажность воздуха в сухую погоду.

2.2 .Список растений территории ДОУ

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Это все дает возможность воспитателям проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно много. Присутствуют как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев: фруктовый сад, ели.

Деревья:

Береза

Клен

Ясень

Ель

Дуб

Рябина

Черёмуха

Ива

Фруктовые деревья:

Яблони

Груша

Кустарники:

Сирень

Смородина

Черноплодная рябина

Вишня

Рябинник

На деревьях и кустарниках оседает 70% пыли, поэтому зеленые насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.

Культурные травянистые растения:

Петрушка

Укроп

Горох

Морковь

Капуста

Свекла

Кабачки

Помидоры

Тыква

Ромашка

Календула

Гвоздика

Георгины

Пион

Нарцисс

Космея

Однолетние травы

Овощи огорода меняются

Сорные травянистые растения:

Подорожник большой

Ромашка пахучая

Крапива

Вьюнок

Хвощ

Одуванчик лекарственный

Пырей ползучий

Клевер

Мать-и-мачеха

Осот

Чистотел

Мята

Лопух

Спорыш

Лютик едкий

Мышиный горошек

Тысячелистник

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения.

Почвы на территории естественные.

Список животного мира территории ДОУ

Животный мир

На территории детского сада встречаются:

Ворона

Воробей

Скворец

Галка

Снегирь

Синица

Сорока

Дятел

Голубь

Грач

Свиристель

Насекомые:

Муравей

Муха

Комар

Бабочки

Божья коровка

Стрекоза

Кузнечик

Оса

Шмель

Пчела

Клоп-солдатик

Жужелица

Пауки

Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близстоящих домов.

Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладает натуральный грунт. Удобрением служат перегнившие листья. Привозится песок для песочниц.

2.3 .Зонирование территории

Различные зоны территории ДОУ – площадки. Парк отдыха, тропинки. Увлажненные участки находятся в западной части территории. Сухая зона- на юго- восточной части. Затененная зона – это игровая площадка группы «Пчёлка», «Сказка», «Непоседы» и уголок леса.

К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки, тропинки.

Территории под растительностью составляют 70 -80% площади, участки, покрытые асфальтом.

Общая площадь зеленых насаждений составляет 1500 кв.м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут деревья, которые защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Шумовой фон умеренный.

2.4. Загрязнение территории.

Территория ДОУ закрыта от посторонних со всех сторон посадками деревьев и кустарников, которым около 27 и больше лет. Детский сад огорожен сплошным забором, что способствует уменьшению шума и пыли, а также способствует предотвращения посещения территории ДОУ посторонними лицами. Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 2-5 раз в неделю, машина для вывоза мусора – 4 раза в месяц. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. На хоздворе имеются 1 контейнер для мусора. Выгул собак запрещен.

  1. Влияние ДОУ на окружающую среду

Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными. Администрация учреждения следит за экономией электроэнергии и воды, а также о сохранности оборудования.

4.1. Использование воды

В ДОУ используется вода из артезианской скважины. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

ДОУ потребляет — 960   куб. м воды в год.

Загрязнённая вода уходит в канализационные стоки.

За водоснабжение платит бухгалтерия ДОУ.

4.2 Использование энергии

Энергия поставляет из ПАО «Челябэнергосбыт». Плату за электроэнергию вносит бухгалтерия ДОУ в энергосбыт.

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, 8 электротитанов, 2 электродуховки с 2 тенами. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3 Отопление

Отопление детского сада осуществляется при помощи центральной котельной. В помещения установлены чугунные радиаторы. На зимний период все групповые помещения утепляются. Коррекция температурного режима осуществляется с помощью проветривания: кратковременного, долгосрочного и сквозного (во время отсутствия детей).

4.4 Отходы

Отходы в ДОУ делятся на 4 вида:

-пищевые,

-упаковочные (банки, коробки),

-строительные,

-хозяйственные (лампы накаливания, сантехники).

Строительные и упаковочные отходы увозят мусороуборочной машиной, люминесцентные лампы – специализированное предприятие, за вывоз мусора отвечает Худайбердинское ЖКХ, оплату производит бухгалтерия ДОУ.

Некоторые виды бросового материала частично идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования (кормушек для птиц из пакетов и бутылок).

Во время ремонтов увеличивается количество строительных отходов, но их вывозят сами строительные организации.

4.5 Бытовые химические вещества

В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:

— уборки помещений (стиральный порошок).

— мытья посуды ( «Прогресс»),

— чистки сантехники («Доместос», «Пемолюкс», «Део-Хлор»),

— мытья рук (туалетное мыло),

— уничтожения насекомых и грызунов ( по мере необходимости под контролем работников санэпидстанции Аргаяшского района),

— стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).

Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, для мытья посуды – в специальных шкафах. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, завхоза.

Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не обнаружено.

Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.

Персонал ДОУ составляет 23 человека. Детский сад посещают 140 детей.

  1. Профессиональная и методическая подготовка

5.1. Программы и методики

В основном ДОУ работает по примерной общеобразовательной программе « От рождения до школы» под редакцией Вераксы,М. А. Васильевой. По экологическому воспитанию ДОУ использует программу   С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Литература подразделена на 3 раздела:

1 .Методическая литература

  1. Литература для детей
  2. Литература для родителей.

Так же в ДОУ имеются таблицы по экологическому образованию детей, нарисованные родителями воспитанников.

5.2. Приоритетные направления работы

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является экологическое воспитание.

Проводятся экологические праздники, природоохранные акции, организуются конкурсы, выставки.

В коллективе трудится 23 работника, из них: администрация – 2, кухонные работники – 2, машинист по стирке – 1, сторож – 2, уборщик служебных помещений – 1, завхоз -1.

Работают специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, а также 7 воспитателей и 6 помощников воспитателя.

Работники детского сада принимают активное участие во всех мероприятиях экологической направленности: семинары, открытые занятия.

5.3. Дидактические материалы

В средних и старших группах детского сада ведется подборка игр, игрушек природоведческого характера. Оформлены зоны, созданы макеты (деревенский двор, зоопарк, времена года, лес). Каждый год пополняется список дидактических игр («Кто где живет?», «Зоологическое лото», «Где чья мама», «Собери урожай» и другие).

Энциклопедии: «Тайны живой природы», «Кто живет в океане?», «Мой первый атлас», «Энциклопедия комнатных растений», «Мой первый атлас животных», «Атлас звездного неба», «Большая энциклопедия животных», «Что растет в саду и огороде?», «Животные», «Экологическая азбука для детей»

Литература для взрослых: журнал «Юный натуралист», книга «Охрана окружающей среды и экология Красногорского района»

Собраны коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток, календарей.

Для проведения занятий используются глобус, компас, карты России.

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры.

Пословицы и поговорки о временах года.

Зима.

Не велик мороз — да краснеет нос.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует — хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице – что тёплый кожух.

Весна.

Весна водой богата.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Весенний день целый год кормит.

Посеешь впору – соберёшь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень — пирогами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Лето.

Худо лето, когда солнца нету.

Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет – отбою от работы нет.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

Осень.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний день прозевал – урожай потерял.

Осенняя пора – птица со двора.

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром — к белоснежной зиме.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Пословицы о лесе:

Растение — земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода – брат и сестра.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Пословицы о природе :

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Пальчиковые игры:

«Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем, семечко посадим.

Дождичек польёт, оно подрастёт.

Сначала стебелёк, а затем цветок.

Наши красные цветки расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши красные цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

«Растение»

Много всяких растений повсюду:

Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца — прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.

Физкультминутки:

«Прогулка по лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды набрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

«Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям — физкультпривет!

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Природоведческие игры.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.

«Я знаю» (игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.

«Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Возможен другой вариант этой игры : воспитатель называет слово « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающее на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Выбери нужное»

На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет какоелибо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» — овальное, белое, хрупкое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«У меня в огороде»

Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

«Береги природу»

На столе лежат картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

5.4. Основные направления работы

С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические викторины, занятия. В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации) или с подгруппами детей. Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядный, практический, словесные).

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов.

Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.

Опытническая деятельность детей

  1. «Ветер – движение воздуха»
  2. «Воздух при нагревании расширяется»
  3. «Получаем талую воду»
  4. «Замораживаем воду»
  5. « Дыхание листа»

6.«Влияние состава почвы на растение»

7.«Как маскируются животные»

Инструктор по физкультуре проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, открытые просмотры для родителей.

Работа с родителями.

Консультация для родителей. Тема: «О чем говорят растения»,

Родители принимают участие в подготовке праздников, участвуют в выставках «Человек и природа»,   в акции «Каждой пичужке – по кормушке», «Цветущая планета», «Благоустройство территории и игровых участков»

Опубликовано teacher

Учебные материалы для учителей и учеников

Добавить комментарий